3600
Сеть детских садов и развивающих центров
Обратная связь
Звоните нам
+7 (812) 920-04-46

Логопед психолог

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие.


logopedЛогопед в детском садике помогает своевременно заметить проявление речевых дефектов. Основное формирование навыков у ребенка длиться до шестилетнего возраста. Поэтому, именно в дошкольном возрасте рекомендуется заниматься коррекцией речи.

Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФНфонетико-фонематические нарушения(нарушены произношение и речевой слух), ОНРобщее недоразвитие речи(нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

logoped1Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1 – 2 года.

В нашем детском саду логопед работает также и с группами детей (фронтальные занятия), которые не обладают дефектами речи. Эти занятия направлены на развитие лексико-грамматической стороны речевого аппарата, формирование артикуляционной и мелкой моторики, способствуют развитию координации движений, внимания и памяти. В процессе занятий дети учатся слушать и понимать друг друга на более взрослом уровне. Такие занятия обеспечивают развитие правильной, грамотной и красивой речи.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но, так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основными направления деятельности педагога-психолога являются:

  1. Психологическая диагностика
  2. Психологическая коррекция
  3. Психологическое консультирование
  4. Психологическая профилактика
  5. Психологическое просвещение

Задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

  • эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
  • коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
  • познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
  • психогимнастика;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1. Индивидуальная

С педагогами:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2. Групповая

С педагогами:

  • семинар-практикум;
  • мастер-класс;
  • консультация;
  • тренинг.

С родителями:

  • выступления на родительских собраниях;
  • тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
  • оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
  • подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

  1. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
  2. Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
  3. Развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
  4. Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшая группа:

  • Адаптация детей;
  • Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
  • Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средняя группа:

  • Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

  • Коммуникативные навыки;
  • Творческие и познавательные способности;
  • Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
  • Готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.